Авдала совершается после исхода субботы. С помощью этой процедуры мы провожаем Шаббат, обеспечивая мягкий возврат дополнительной части души, полученной в этот особый день. Согласно каббалистической технологии, мы произносим три благословения: на вино (кидуш); на мирт или пряности, что наполняет наступающую неделю сладким ароматом; на огонь свечи, чтобы Свет Шаббата освещал нам путь в течение недели.
После Авдалы мы наносим каплю вина под глазами, чтобы научиться видеть большую картину окружающей нас действительности; затем мы наносим каплю вина рядом с ушами, чтобы уметь слушать и слышать правильные послания; затем мы «роняем» каплю вина в наши карманы, чтобы привлечь благополучие. Выделяя субботу как особый день, мы торжественно отмечаем не только ее наступление, но — и ее завершение, переход от субботы к будням. Для этого существует особая процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала (слово так и переводится — «отделение»). Строго говоря, заключается эта процедура в произнесении особого текста, объявляющего о моменте перехода к будням. До этого момента все запреты субботы еще не потеряли силу.
Слова авдалы включены в молитву Шмоне Эсре [Амида], читаемую вечером на исходе субботы. Они входят в первую из так называемых «средних благословений»: в будни это четвертая браха, которая начинается словами: «Ты даруешь человеку разум и учишь людей пониманию…»
Даем перевод текста авдалы: «Ты даровал нам способность постигать Твою Тору и научил нас исполнять законы, установленные по Твоей воле. И отделил Ты, Всевышний, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день от шести рабочих дней». Эти же слова читают при авдале, устраиваемой дома, после возвращения из синагоги. Текст всех брахот можно найти в любом сидуре (сборнике еврейских молитв и благословений).
Сначала читают несколько отрывков из Теилим (Псалмов), затем произносят браху [благословение] над вином — БОРЕ ПРИ АГАФЕН.
Взяв в руки предмет, источающий приятный запах (благовонные вещества — бесамим, или пахучие растения), произносят специальную браху — БОРЕ МИНЕЙ ВЕСАМИМ. Затем благословение на свет свечи — БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ.
В заключение читают браху, приведенную выше и заканчивающуюся словами: «Благословен Ты, Всевышний, отделяющий святое от будничного, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ».
Женщины свободны от авдалы (и не пьют вино авдалы), если мужчины произносят ее текст и для них. Если женщина делает авдалу сама, то ей не надо читать браху на свет свечи. До авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка».
Рабби Ицхак Лурия (Ари) рекомендует пить горячие сладкие напитки по завершении субботы, чтобы окончательно закрепить духовный эффект.